Информационная справка

Информационная справка об образовании детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на территории Волгоградской области.

Одной из приоритетных задач Волгоградской области в сфере образования является, в том числе обеспечение прав детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов на получение образования в соответствии с их психофизическими возможностями  и способностями. Деятельность комитета образования и науки Волгоградской области направлена на сохранение существующей сети специализированных образовательных организаций, а также на их развитие в соответствии с актуальными потребностями в оказании образовательных услуг.

Основные подходы к организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья определены федеральным законом об образовании.

Он устанавливает четкие требования к предоставлению образования обучающимся с  ограниченными возможностями здоровья.

Прежде всего  — создание условий доступности для получения детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья образовательных услуг.

С 2012 года Волгоградская область является участником федеральной программы «Доступная среда». В период с 2012 по 2015 годы в рамках реализации которой в 176 общеобразовательных организациях, расположенных на территории Волгоградской области в 31 муниципальном районе (городском округе), созданы условия безбарьерной среды для маломобильных групп: созданы условия архитектурной доступности, приобретено специализированное учебное оборудование, реабилитационное оборудование, специализированная учебная мебель для детей с нарушениями опорно-двигательной активности, приобретены подъемные устройства.

В 2016 году расширен перечень образовательных организаций-участников программы: 5 организаций дошкольного образования,   4 общеобразовательные организации, реализующие адаптированные основные общеобразовательные программы, 11 организаций, реализующие программы дополнительного образования детей.

Расширен перечень видов работ, включающий в себя:

создание архитектурной доступности, которая включает в себя: устройство пандусов, расширение дверных проемов, замену напольных покрытий, демонтаж дверных порогов, установку перил вдоль стен внутри здания, устройство разметки, оборудование санитарно-гигиенических помещений, переоборудование и приспособление раздевалок, спортивных и актовых залов, столовых библиотек, учебных кабинетов, кабинетов, кабинетов педагогов-психологов, учителей-логопедов, комнат психологической разгрузки, медицинских кабинетов, создание информационных уголков с учетом особых потребностей детей-инвалидов, установка подъемных устройств и т.д.;

оснащение оборудованием, в том числе приобретение специального учебного, реабилитационного, компьютерного оборудования с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, оснащение кабинетов педагога-психолога, учителя-логопеда,                      и учителя-дефектолога, кабинета психологической разгрузки (сенсорной комнаты), приобретение учебников для реализации адаптированных образовательных программ;

оснащение специально оборудованным автотранспортом для перевозки   детей-инвалидов;

         оснащение специальным оборудованием для дистанционного общего и дополнительного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

         В целях реализации с  1 сентября 2016 года в общеобразовательных организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, федеральных государственных           образовательных стандартов начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ФГОС ОВЗ) разработана «Дорожная карта» по обеспечению их введения в расположенных на территории Волгоградской области       общеобразовательных организациях, реализующих адаптированные     основные общеобразовательные программы.

         На базе государственных общеобразовательных организаций,         подведомственных комитету образования и науки Волгоградской области,        созданы ресурсные центры инклюзивного образования (5 на территории городского округа г.Волгоград, 1 – г. Волжский, 1 –   г.Михайловка). Основная цель создания – оказание консультативно-    методической помощи образовательным организациям по всем вопросам организации обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

         Сохранена и увеличена сеть специализированных общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные программы. На сегодняшний день это 26 государственных        образовательных организаций, в которых обучается 3344 ребенка.

         Всего на территории области функционирует:

         686 инклюзивных классов муниципальных общеобразовательных    организаций, в которых обучаются 862 ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

         487 коррекционных классов муниципальных общеобразовательных организаций, в которых обучаются 841 ребенок с ограниченными   возможностями здоровья.

         Организовано предоставление образовательной услуги 217     воспитанникам 2 психо-неврологических интернатов, расположенных на территории Волгоградской области.

         В целях расширения возможностей детей-инвалидов  на получение образовательной услуги проведена соответствующая работа:

         — на базе двух образовательных организаций, реализующих    адаптированные основные общеобразовательные программы, открыты классы для детей с нарушениями зрения (слабовидящие, тотально           незрячие) (Михайловская школа-интернат, Волгоградская школа-интернат   № 6);

         — в трех образовательных организациях, реализующих   адаптированные основные общеобразовательные программы, открыты          классы с углубленной трудовой подготовкой (Нижнечирская школа-    интернат, Волгоградские школы-интернаты № 2 и № 3);

         — в 5 образовательных организациях, реализующих адаптированные        основные общеобразовательные программы, открыты группы      кратковременного пребывания детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, сложной структурой    дефекта      (Волжские школы №1 и № 2, Волгоградская школа-интернат №3,   Тепикинская школа-интернат, Котовская школа-интернат);

         — в 3 образовательных организациях, реализующих адаптированные        основные общеобразовательные программы, открыты классы для детей с нарушениями аутистического спектра (Волжская школа №1, Волгоградские школы-интернаты № 3 и № 4).

С целью оказания детям с ограниченными возможностями здоровья ранней помощи, а также психолого-педагогической и социальной помощи в непосредственной близости от их места жительства на базе 17 образовательных организаций специального (коррекционного) образования созданы и функционируют консультационно-методические службы.

Организованы и проведены курсовые семинары для руководителей       и специалистов общеобразовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы, адаптированные для детей с учетом типов ограничений по здоровью, в рамках введения ФГОС ОВЗ.

Волгоградская государственная академия последипломного образования определена организацией, ответственной за реализацию программ повышения квалификации руководящих и педагогических работников образовательных организаций по вопросам реализации федеральных образовательных стандартов.

На сегодняшний день численность педагогических работников, прошедших повышение квалификации в условиях введения ФГОС ОВЗ, составила 2273 человека.

В полустационарных условиях социальная реабилитация детей-инвалидов осуществляется в государственном бюджетном      специализированном учреждении социального обслуживания «Областной      реабилитационный центр для детей инвалидов «Надежда» (далее – Центр   «Надежда») на 200 мест, расположенном в г. Волжский Волгоградской области.

Центр «Надежда» является социальным учреждением, оказывающим высокопрофессиональную помощь в рамках комплексной системы реабилитации детям-инвалидам от рождения до 18 лет с нарушением нервной системы, опорно-двигательного аппарата, интеллектуальной недостаточностью, соматическими заболеваниями, проживающими                             в Волгоградской области с возможностью пребывания в стационарных условиях и дневного содержания сроком от 1 до 6 месяцев.

Государственные услуги детям предоставляются центром «Надежда» в условиях стационарного и дневного пребывания.

За 1 полугодие 2016 года предоставлено 585695 социальных услуг, прошли реабилитацию 378 ребенка-инвалида.

В 2007 году Центру «Надежда» присвоен статус базового учреждения по вопросам медицинской и психолого-педагогической реабилитации, учреждение взаимодействует с Волгоградскими государственными медицинским и педагогическим университетами.

В 2015 году Центр «Надежда» получил лицензию на осуществление образовательной деятельности по видам дошкольного и дополнительного образования.

Деятельность данных учреждений по предоставлению социальных услуг детям-инвалидам с рождения до 18 лет регламентирована нормативными правовыми актами, в том числе Федеральным законом            от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – закон № 442-ФЗ).

 В законе № 442-ФЗ социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной и стационарной формах социального обслуживания предоставляются бесплатно получателям социальных услуг — детям-инвалидам и их родителям (законным представителям).

Активно развивается система дистанционного обучения детей-инвалидов.

В настоящее время сеть образовательных организаций, предоставляющих образовательную услугу детям-инвалидам с использованием дистанционных технологий представлена 11 опорными школами, расположенными в муниципальных районах Волгоградской области, а также двумя Волгоградскими центрами дистанционного образования детей-инвалидов.

Детям-инвалидам с учетом типа ограничений по здоровью предоставляется бесплатно комплект программно-технических средств (компьютер, программное обеспечение, сканнер, принтер, монитор,  наушники, микрофон, колонки, веб-камера, графический планшет, цифровая фотокамера, конструктор по началам прикладной информатики и робототехники, др.).

Обучение детей организовано по индивидуальным учебным планам.

В настоящее время в Волгоградской области более 300 детей-инвалидов получают начальное, основное и среднее общее образование с помощью дистанционных образовательных технологий.

Координацию и организационно-методическое обеспечение деятельности опорных школ и центра дистанционного образования на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения лицея №8 «Олимпия» осуществляет государственное казенное общеобразовательное учреждение «Волгоградский центр образования детей-инвалидов» (далее – Центр), созданный в 2014 году.

В Центре организована работа по нескольким направлениям:

       —              реализация общеобразовательных программ дошкольного образования, начального, основного и среднего общего образования;

       —              изучение отдельных предметных областей (учебных курсов, модулей);

       —              оказание коррекционно-развивающей помощи, психолого-педагогического сопровождения.

В рамках межведомственного взаимодействия по вопросу выработки системного подхода к обеспечению конституционного права на получение образования обучающимися, нуждающимися в длительном лечении, на территории Волгоградской области предоставление образовательных услуг таким обучающимся организовано, в том числе, в медицинских организациях на основании заключения медицинской организации и обращения в письменной форме родителей (законных представителей) обучающегося.

В настоящее время на территории Волгоградской области осуществляют свою деятельность 69 профессиональных образовательных организаций, ведущих подготовку рабочих кадров и специалистов среднего звена по программам среднего профессионального образования. Из них 59 учреждений подведомственны комитету образования и науки Волгоградской области.

В профессиональных образовательных организациях обучается более 50 тысяч студентов, из них 804 инвалида. 639 инвалидов обучаются в профессиональных образовательных организациях, подведомственных комитету образования и науки Волгоградской области, в их числе:

1 инвалид-колясочник;

33 человека с нарушением опорно-двигательного аппарата;

16 человек с нарушением зрения;

62 человека с нарушением слуха;

462 человека с нарушениями умственного развития.

В 16 профессиональных образовательных организациях в настоящее время осуществляется профессиональное обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственного развития) по специальностям: штукатур, каменщик, маляр, портной, швея, слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования.

В целях реализации программы сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия трудоустройству в 2015 году на базе государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Волгоградский профессиональный техникум кадровых ресурсов» (далее – техникум)                    создан базовый центр содействия трудоустройству выпускников профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования Волгоградской области (далее – центр),  в том числе и для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

         В техникуме также создана социально-психологическая служба для поддержки и адаптации студентов и слушателей с ограниченными возможностями здоровья.

         Студенты с ограниченными возможностями здоровья проходят производственную практику на предприятиях г. Волгограда.

Социальными партнерами в работе с данной категорией студентов являются: ООО «Волгошвейпром», ООО «Сенар», ООО «Учебная мебель».

После окончания учебы в техникуме студенты трудоустраиваются на вышеуказанные предприятия.

В 4 квартале 2016 года на базе техникума планируется проведение Первого регионального чемпионата по профмастерству  «Абилимпикс» для людей                                с ограниченными возможностями здоровья.

В соревнованиях примут участие студенты с ограниченными возможностями здоровья по компетенциям:

малярное дело;

сухое строительство и штукатурные работы.

Победители регионального чемпионата примут участие во II Национальном чемпионате профессионального мастерства «Абилимпикс», который состоится                     в ноябре 2016 г. в Москве.

В государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Волгоградский медицинский колледж» (далее – медицинский колледж) в 2015-2016 учебном году обучается 23 студента-инвалида                      из них: 2 студента — с нарушениями зрения, 3 студента – с нарушениями опорно-двигательного аппарата, 18 — студентов с соматическими нарушениями. Данная категория студентов обучается в общих студенческих группах.

Заключение о возможности получения образования в медицинском колледже дает медицинская комиссия во время прохождения абитуриентом медицинского осмотра перед поступлением в колледж.

Финансирование обучения инвалидов в медицинском колледже осуществляется из средств от приносящей доход деятельности и субсидий на выполнение государственного задания на оказание услуг (выполнение работ).

В медицинском колледже  созданы условия для  сопровождения образовательного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в основе которых лежат здоровьесберегающие технологии, с оптимальным сочетанием индивидуальных и коллективных форм работы. Используются методы практико-ориентированного обучения,          с выбором мест прохождения практики с учетом их доступности.

Организован свободный доступ к учебным и методическим изданиям,                    в том числе через электронные библиотечные системы.

Для студентов организовано психолого-педагогическое и социальное сопровождение; адаптированы разделы программы дисциплины «Физическая культура».

Преподаватели колледжа принимают активное участие в семинарах, научно-практических конференциях по вопросам обучения инвалидов                 и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Ведется работа по содействию трудоустройству выпускников                   из категории инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.