Информационная справка

«Инклюзивное и специальное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов»
2017-2018 учебный год

Одной из приоритетных задач Волгоградской области в сфере образования является обеспечение прав детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов на получение качественного и доступного образования в соответствии с их психофизическими возможностями и способностями.

Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в Волгоградской области организовано:
в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность – 3561 обучающихся / 23 специальных общеобразовательных учреждения;
в отдельных классах, группах – 1828 обучающихся / 204 коррекционных класса;
совместно с другими обучающимися (инклюзивное образование) – 4270 обучающихся / 296 инклюзивных общеобразовательных организаций.
Обучение детей с ОВЗ осуществляется по адаптированной основной общеобразовательной программе в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальной программы реабилитации и абилитации (при наличии).

Практику дистанционного обучения реализуют 2 центра и 11 опорных школ. Обучение 304 обучающихся организовано по индивидуальным учебным планам с использованием комплекта программно-технических средств (компьютер, программное обеспечение, сканер, принтер, монитор, наушники, микрофон, колонки, веб-камера, графический планшет, цифровая фотокамера, конструктор по началам прикладной информатики и робототехники, другое). Обучение детей организовано по индивидуальным учебным планам.

Индивидуально на дому обучаются 577 детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
В рамках межведомственного взаимодействия по вопросу выработки системного подхода к обеспечению конституционного права на получение образования обучающимися, нуждающимися в длительном лечении, на территории Волгоградской области предоставление образовательных услуг таким обучающимся организовано, в том числе, в медицинских организациях на основании заключения медицинской организации и обращения в письменной форме родителей (законных представителей) обучающегося.
Организовано предоставление образовательных услуг 261 воспитаннику двух домов-интернатов для детей с умственной отсталостью, расположенных на территории Волгоградской области.

В целях расширения возможностей детей-инвалидов на получение образовательных услуг, социальную адаптацию, профориентацию и предпрофессиональную подготовку:
на базе 2-х образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы (ГКОУ «Михайловская школа-интернат», ГКОУ «Волгоградская школа-интернат № 6»), открыты классы для детей с нарушениями зрения (слабовидящие, тотально незрячие);
в 3-х образовательных организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы (ГКОУ «Нижнечирская школа-интернат», ГКОУ «Волгоградская школа-интернат № 2», ГКОУ «Волгоградская школа-интернат № 3»), открыты классы с углубленной трудовой подготовкой;
в 5-ти образовательных организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы (ГКОУ «Волжская школа №1», ГКОУ «Волжская школа № 2», ГКОУ «Волгоградская школа-интернат № 3», ГКОУ «Тепикинская школа-интернат», ГКОУ » Котовская школа-интернат»), открыты группы кратковременного пребывания детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, сложной структурой дефекта;
в 5-ти образовательных организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы (ГКОУ «Волжская школа №1», ГКОУ «Волгоградская школа-интернат № 2», ГКОУ «Волгоградская школа-интернат № 3», ГКОУ «Волгоградская школа-интернат № 4», ГКОУ «Волгоградская школа-интернат № 5»), открыты классы для детей с нарушениями аутистического спектра;
в 17-ти государственных образовательных организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, функционируют кабинеты социально-бытового ориентирования;
в 16-ти государственных образовательных организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, созданы профориентационные кабинеты, оборудованы мастерские предпрофессиональной подготовки детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Для оказания консультативно-методической помощи по всем вопросам организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на базе 10 специальных общеобразовательных учреждений созданы:
7 ресурсных центров инклюзивного образования по различным типам ограничений (5 – в г.Волгограде, 1 – в г.Волжском, 1 – в г.Михайловке),
1 ресурсный центр по организации комплексной помощи детям с расстройствами аутистического спектра (на базе Волгоградской школы-интерната № 5),
1 ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями, с тяжелыми множественными нарушениями развития (на базе Волгоградской школы-интерната № 4),
1 ресурсный центр по предпрофессиональной подготовке детей-инвалидов и детей с ОВЗ (на базе Волгоградской школы-интерната № 3).

Психолого-педагогическую и социальную помощь в непосредственной близости от места жительства детей с инвалидностью оказывают консультационно-методические службы, созданные на базе 17 общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.

С целью оказания ранней помощи детям с ОВЗ и детям-инвалидам на базе ГБУ Волгоградский ППМС-центр функционируют группы кратковременного пребывания компенсирующей направленности и отдел психолого-педагогической реабилитации и коррекции.
В группы кратковременного пребывания зачисляются дети от 1,5 до 7 лет с нарушениями в психо-речевом развитии.
Отдел психолого-педагогической реабилитации и коррекции в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет диагностическую, консультативную, информационно-просветительскую, методическую функции. Проводится коррекционно-развивающая работа (индивидуальные, подгрупповые и групповые занятия) с детьми с ОВЗ в возрасте от 6 месяцев до 12 лет.
Для родителей детей, посещающих группы кратковременного пребывания компенсирующей направленности и отдел психолого-педагогической реабилитации и коррекции, организована деятельность школы «Ясная полянка», основной целью которой является консультативно-методическая поддержка родителей (законных представителей), а также популяризация и расширение знаний представителей родительской общественности о видах и вариантах отклоняющегося развития детей, о способах компенсации и коррекции имеющихся у них недостатков физического и (или) психического развития, о формах получения образования детьми с ОВЗ.

Система оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям с ОВЗ, детям-инвалидам в Волгоградской области представлена трех уровневой системой, в которую включены: 1 центральная психолого-медико-педагогическая комиссия; 21 территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия и психолого-медико-педагогические консилиумы образовательных организаций.
Психолого-медико-педагогические комиссиями Волгоградской области осуществляется комплексное психолого-медико-педагогическое обследование детей в целях определения их специальных образовательных потребностей и необходимых условий для обеспечения развития, получения образования, адаптации и интеграции в социум детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.
В 2017 году обследовано 6186 детей, выдано 6085 заключений ПМПК. За первое полугодие 2018 года обследовано 4536 детей, выдано 3925 заключений ПМПК.
Численность обучающихся, прошедших комплексное психолого-медико-педагогического обследование в связи с созданием специальных условий проведения ГИА по программам основного общего образования – 40 чел., по программам среднего общего образования – 17 чел.

Волгоградская область с 2012 года является участником государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы».
В 2017-2018 учебном году участниками программы «Доступная среда» стали 26 образовательных организаций Волгограда, Волжского, Камышина, Михайловки, Городищенского, Дубовского, Жирновского, Иловлинского, Котовского, Новоаннинского, Новониколаевского, Руднянского, Светлоярского, Среднеахтубинского, Фроловского муниципальных районов Волгоградской области:
16 организаций дошкольного образования,
6 государственных общеобразовательных организаций, реализующих основные адаптированные общеобразовательные программы,
4 организации дополнительного образования детей.
На реализацию мероприятий 2017 года выделено 48158,8 тыс. руб., в том числе 22508,8 тыс. руб. из федерального бюджета и 25 650,0 тыс. руб. из областного.
Средства направлены на создание архитектурной доступности объектов образования, оснащение оборудованием, в том числе приобретение специального учебного, реабилитационного, компьютерного оборудования, оснащение кабинетов педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, кабинета психологической разгрузки (сенсорной комнаты), приобретение учебников для реализации адаптированных образовательных программ.
Таким образом, за период реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» созданы условия для инклюзивного обучения детей-инвалидов в 222 образовательных организациях, в том числе в 186 общеобразовательных, 21 дошкольной образовательной организации и 15 организациях дополнительного образования детей.
В 2017 году впервые в Волгоградской области состоялся региональный этап Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа», задачами которого являлись анализ существующей практики инклюзивного образования в образовательных организациях Волгоградской области и привлечение внимания общественности к развитию идеи инклюзивного процесса в образовании. Мероприятие проводилось по 4 номинациям: «Лучшая инклюзивная школа», «Лучшая практика психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования», «Лучшие практики профориентационной работы в инклюзивной школе» и «Лучший инклюзивный детский сад».
В конкурсе приняли участие 9 образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, в том числе адаптированные, и использующие в своей практике инклюзивные подходы в обучении и развитии детей с особыми образовательными потребностями.
Победителями конкурса признаны:
муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 8 «Олимпия» Дзержинского района Волгограда» – в номинации «Лучшая инклюзивная школа»;
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8 «Чебурашка» городского округа город Урюпинск Волгоградской области – в номинации «Лучший инклюзивный детский сад»;
муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная школа № 4″ имени Ю.А.Гагарина» городского округа город Фролово Волгоградской области – в номинации «Лучшая практика психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования».
Финалистами Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа» стали муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 8 «Олимпия» Дзержинского района Волгограда» и муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная школа № 4″ имени Ю.А.Гагарина» городского округа город Фролово Волгоградской области.
Развитие инклюзивного образования для совместного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих подобных ограничений, остается одним из важных направлений региональной образовательной политики, в том числе в сфере профессионального обучения.
В 46 профессиональных образовательных организациях, подведомственных комитету образования, науки и молодежной политики Волгоградской области, обучается более 40 тыс.студентов, из них более 500 человек с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе — с интеллеектуальными нарушениями.
В 15 профессиональных образовательных организациях осуществляется профессиональтное обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья по специальностям: штукатур, каменщик, маляр, портной, швея, слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования.
В структуре Волгоградского профессионального техникума кадровых ресурсов создана базовая профессиональная образовательная организация, обеспечивающая поддержку региональной системы инклюзивного профессионального образования инвалидов (далее – БПОО). Освоено 4485,9 тыс.рублей из федерального бюджета и 2000 тыс.рублей из областного бюджета на мероприятия, предусмотренные для создания базовой профессиональной образовательной организации.
Региональная базовая организация осуществляет обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по востребованным для экономики региона профессиям и специальностям по адаптированным программам среднего профессионального образования.
В 2017 году продолжена работа по обеспечению условий для получения профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, по созданию архитектурной доступности и оснащению оборудованием для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ, на разработку адаптированных образовательных программ, и на соответствующее обучение преподавателей и мастеров производственного обучения.
Создан банк данных студентов с инвалидностью, обучающихся в профессиональных образовательных организациях региона, заключаются соглашения о сотрудничестве с профессиональными образовательными организациями региона.
Для осуществления психолого-педагогического сопровождения и адаптации инвалидов и обучающихся с ОВЗ в БПОО в штатное расписание введены должности педагога-психолога, социального педагога, сурдопереводчика, 13 педагогических сотрудников прошли повышение квалификации, закуплено 6 образовательных программ жкранного доступа для целей инклюзивного профессионального образования.
В БПОО созданы региональные центры:
региональный центр профориентационной работы;
региональный центр сопровождения приема абитуриентов из числа лиц с ОВЗ и инвалидностью.
В рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы Волгоградская область вошла в число 52 субъектов Российской Федерации – получателей субсидий в 2018 году на создание базовой профессиональной образовательной организации. До конца года будет освоено 4 777,7 тыс.рублей из федерального бюджета и 7777,8 тыс.рублей из областного бюджета на мероприятия, предусмотренные для создания базовой профессиональной образовательной организации.

В Волгоградской области в 2017, 2018 годах реализуются 2 комплекса мер, получившие финансовую поддержку Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации:
Комплекс мер Волгоградской области по развитию эффективных практик по оказанию комплексной помощи детям группы риска с признаками расстройства аутистического спектра и с расстройством аутистического спектра.
На территории Волгоградской области проживает 1312 детей группы риска по РАС и 232 ребенка с РАС, из них 582 ребенка получают комплексную помощь, 18 детей включены в мероприятия по оказанию ранней помощи, 194 ребенка обучаются по адаптированным образовательным программам, в том числе 63 ребенка по программам дополнительного образования, 5 подростков проходят предпрофессиональную подготовку.
Комплекс мер Волгоградской области по развитию эффективных практик предпрофессиональной подготовки детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на 2017-2018 годы, участниками которого являются 16 государственных образовательных организаций, 850 детей-инвалидов в возрасте от 14 до 18 лет.
Среди направлений работы – создание ресурсного центра по предпрофессиональной подготовке детей-инвалидов, профориентационных и консультационных кабинетов, оборудование учебных мастерских, создание единого общедоступного ресурса актуальных вакансий для людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
Предпрофессиональная подготовка осуществляется по направлениям: «Штукатурно-малярное дело», «Швейное дело», «Слесарно-столярное дело», «Картонажно-переплётное дело», «Цветоводство», «Растениеводство» (в том числе для детей со сложной структурой дефекта), «Гончарное дело», «Лозопление», «Массаж» и другим.

В 2017-2018 учебном году организовано повышение квалификации 723 педагогических работников системы специального образования.
В рамках дополнительного профессионального образования педагогических работников в ГАУ ДПО «ВГАПО» в 2017/2018 учебном году реализовывались следующие программы, направленные на обучение педагогических работников методам воспитания и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: «Освоение технологий организаций инклюзивного образовательного процесса», «Освоение специальных технологий обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации адаптированных дошкольных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья», «Применение психолого-педагогических технологий инклюзивного образования», «Применение психолого-педагогических технологий адресной работы с учащимися согласно Федеральному образовательному стандарту начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», «Освоение психолого-педагогических технологий инклюзивного образования в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», «Применение арт-технологий в обучении и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья», «Педагогическая деятельность по применению инновационных технологий с детьми с ограниченными возможностями здоровья», «Инновационная компетентность коррекционного педагога в контексте Федерального государственного лизуобразовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

В целях содействия физической и социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, их интеграции в общество ежегодно проходит областная спартакиада обучающихся, воспитанников государственных общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Участниками спартакиады становятся около200 детей с ограниченными возможностями здоровья.
Команды соревнуются по пионерболу, легкой атлетике (бег 60 м, метание мяча, прыжки в длину) и настольному теннису.
Победителем Спартакиады-2017 стала команда ГКОУ «Среднеахтубинская школа-интернат», призерами – команды ГКОУ «Волгоградская школа-интернат № 7» и ГКОУ «Ленинская школа-интернат», занявшие соответственно 2 и 3 места.

Благотворительным фондом Елены Исинбаевой реализуется проект, направленный на содействие процессу социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, формирование у них навыков самостоятельной жизни, уверенности в себе, принятия решений, ответственности за собственный выбор, а также формирование мотивации к достижениям и раскрытию собственного потенциала через спорт и интеллектуально познавательную деятельность на примере достижений олимпийских чемпионов и известных общественных деятелей.
В ноябре 2017 года в Волгоградской области проведены отборочные соревнования фестиваля Южного федерального округа «Каждый ребенок достоин пьедестала!» (далее – соревнования). В программе соревнований – спортивное многоборье ГТО (бег, подтягивание, сгибание рук в упоре лежа, прыжок в длину), танцевальный конкурс, подвижная игра «Снайпер» и конкурс рисунка на тему здоровья и детей «Чемпионат мира-2018».
В соревнованиях приняли участие 150 воспитанников из 10 образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Команды ГКОУ «Среднеахтубинская школа-интернат», ГКОУ «Волгоградская школа-интернат № 6» стали не только победителями региональных соревнований и творческого конкурса, но и победителями финальных соревнований фестиваля Южного федерального округа «Каждый ребенок достоин пьедестала!» среди воспитаннииков социальных учреждений Астраханской, Волгоградской, Ростовской областей и Краснодарского края, прошедшего в мае 2018 года.